Музыкотерапия

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это не только метод улучшения здоровья, но и дородовая стимуляция памяти и интеллекта ребенка.
Ребенок начинает запоминать музыку подсознательно, еще находясь в утробе матери. Первые зачатки слуха начинают формироваться с 14 недель, и к 21-й неделе слух функционирует полностью. Плод особенно плохо переносит громкие звуки.

Так, дети женщин, живших при беременности вблизи аэродрома, имели меньший вес и были слабее, чем дети матерей из спокойной местности. При неприятных или громких звуках у плода наблюдается учащенное сердцебиение и он выполняет резкие движения. Спокойная и тихая музыка успокаивает его.

Наилучшей музыкой для ребенка считается голос матери и стук ее сердца. Беременным женщинам можно посоветовать больше петь и чаще прослушивать классическую музыку.

Из музыкальных инструментов при беременности надо слушать флейту, которая активизирует работу головного мозга; виолончель, она положительно влияет на органы малого таза; арфу, которая улучшает работу сердца; скрипку, наполняющую любовью сердце и душу; орган, колокола. Общеизвестно благотворное влияние гармоничной музыки на течение беременности и родов. Гармоничная музыка по ритму близка к «золотому сечению вселенной».

Это звуки природы, пение птиц, народная и классическая музыка (С. В. Рахманинов, Э. Григ, Л. И. Чайковский, И. Брамс, Ж. Бизе и др.). Любимая музыкальная кассета — это необходимая вещь, которую нужно взять с собой в роддом. Кроме того, установлена способность музыки стимулировать развитие памяти и интеллекта ребенка задолго до его рождения. А. Т. Юсфин и Н. П. Коваленко предлагают специальную технологию внутриутробного обучения ребенка с помощью музыки для дородовой стимуляции памяти и интеллекта.

1) Рекомендуется использовать русские протяжные песни (см. «Пестование младенцев»), древнерусскую и церковную духовную музыку и некоторые классические произведения:
И. С. Бах — небольшие инструментальные произведения. Небольшие части инструментальных концертов (кроме сочинений с текстом).
В. А. Моцарт — отдельные части фортепианных и скрипичных сонат (кроме сонат до-минор и ля-минор). Клавирные и ансамблевые менуэты, медленные части струнных квартетов, части из дивертисментов и серенад.
Л. Бетховен — медленные части из фортепианных и скрипичных сонат для фортепиано (1—7), некоторые короткие вариационные циклы. Медленные части первых шестиструнных квартетов, «багатели» для фортепиано.
М. И. Глинка — мазурки, «Вариации на шотландскую тему», струнный квартет фа-мажор, вторая часть сонаты для альта и фортепиано, танцы из оперы «Руслан и Людмила».
А. П. Бородин — медленные части струнных квартетов, струнные трио и сюиты для фортепиано.
А. Н. Скрябин — прелюдии сочинений № 11, 16, 17, 27. Первая поэма из сочинения № 32, симфоническая пьеса «Мечта», а также отдельные симфонические фрагменты из фортепианных симфоний.
Н. К. Метнер — сказки и отдельные фрагменты его фортепианных сонат.

2) Из этих произведений составляется программа на 10—15 минут и из контрастных фрагментов. Например, русская народная песня «Уж ты поле мое, поле чистое»; Бах, инвенция № 13 ля-минор; Моцарт, 2-я часть из сонаты для фортепиано фа-мажор; Глинка, мазурка для фортепиано до-минор; Скрябин, прелюдия соч. № 11, № 13 соль-бемоль-мажор. Рекомендуется составить пять программ.

3) Слушать в течение месяца поочередно 1—2 раза в день, перед сном после самостоятельного пения колыбельной и в течение дня, не ближе первого часа до и после еды: 1-й день — программа № 1; 2-й день — № 2; 3-й день — № 3; 4-й день — №4 + вечером № 1; 5-й день — №5 + вечером № 2; 6-й день — № 3.

4) Громкость до 75—80 дБ; мать отодвинута от источника звучания; не разговаривать во время прослушивания.

5) Не сочетать прослушивание и пение гармоничной музыки с дисгармоничной, может возникнуть опасная психическая и нравственная нестабильность (лучше избегать слушать дисгармоничную музыку, например, ребенок начинает биться в животе у матери на рок-концерте, т. к. его природный ритм не сочетается с дисгармоничной музыкой).

6) Начинать слушать музыку с 3-х недель беременности.

Результаты применения технологии дородовой стимуляции памяти и интеллекта с помощью музыки были оценены учеными после рождения детей. Эти дети имели способность освоения большего объема материала, более прочно и длительно сохраняли его в памяти, быстро вспоминали; имели высокую активность интеллекта (анализ, синтез и т. п.); адекватное восприятие, высокую адаптивность в любой среде.