Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль

Оформление развивающей среды для младенца. Мобиль

Развивающая среда оформляется всегда в соответствии с возрастом ребенка. Все предметы, которые необходимы для его развития в данном возрасте, перечислены в Контрольном листе развития ребенка в семье (см. ранее). Гармоничное окружение ребенка способствует формированию здорового гармоничного человека.

Специалисты по вальдофской педагогике, работая с детьми различного возраста, пришли к выводу, что во младенчестве ребенка должны окружать только истинные предметы, не обманывающие его органы чувств. Например, бетонная стена, оклеенная бумагой под дерево, обманывает чувство ребенка, она не деревянная. Истинная картина мира — основа психического здоровья ребенка. Поэтому игрушки, картинки и т. п. рекомендуется подбирать ребенку из различных природных материалов, высокохудожественной простой формы (например, игрушки народных промыслов), естественной природной окраски (акварельные картинки — обучение с помощью картинок см. в разделе «Развиваем интеллект»), природным звучанием (погремушки с фасолью, колокольчики и т. п.).

Первым приспособлением для крепления игрушек в поле зрения младенца является мобиль. Это может быть просто вешалка для одежды, большое легкое кольцо, две деревянные планки, сложенные крестом и скрепленные в середине большой скрепкой. К последнему варианту мобиля можно, к примеру, в центре прикрепить на тесемке деревянную «птицу счастья», а на концах планок четыре игрушки.

Игрушки могут быть выбраны вами в специализированных магазинах или изготовленные самостоятельно из бумаги, сшитые или вырезанные из дерева. Главное, чтобы они соответствовали принципам, приведенным в «Контрольным листе развития ребенка в семье» для данного возраста. Мобиль можно закрепить в кроватке, на спортивном уголке над матом. Все что родители делают для младенца своими руками является частью проявления их любви к младенцу.

Наиболее простая самодельная игрушка — это бумажная. Она должна быть двухсторонней, чтобы изображение ребенок мог видеть с любой стороны. Например, нарисуйте два контура сороки, раскрасьте, склейте их, подвесьте игрушку с помощью нитки к мобилю.
Желательно подобрать или изготовить игрушки, иллюстрирующие те песни и потешки, которые вы поете ребенку. Например, присказка про Сороку-ворону, колыбельная про Попугая, хоровод Мак-маковистый и т. п. Эти игрушки можно поместить не только на мобиль, но и на дверь, стену и т. п. Тогда во время «экскурсии» по дому с младенцем вы сможете напевать потешку и показывать игрушку к этой потешке.

Окружая ребенка гармоничными, приятными нам предметами, мы формируем его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своим, растим родного для нас человека.

До 3-летнего возраста ребенок запечатлевает мужской и женский способ общения, поэтому ему очень важны общение и телесный контакт не только с нежной всепрощающей мамой, но и с сильным, строгим отцом. Любые действия мужчины уже по своей природе отличаются от женских. У мужчины другой голос, запах, структура кожи и мускул. Новорожденные и ведут себя по-разному в зависимости от того, кто рядом — папа или мама.

Малыш впитывает в себя все, что происходит вокруг (практически «фотографируя» все до 5-летнего возраста). Этот запечатленный образ вашей жизни станет моделью его поведения для всех этапов его жизни. Традиционная семья всегда жила на виду у подрастающих детей. Ребенок запечатлевал уклад жизни, труд и поведение отца, матери, детей, бабушки, дедушки, больных, здоровых. И сегодня младенец видит неизменный уже сотни лет женский труд по уходу за близкими, женский способ общения, но редко видит мужской труд, мужской способ общения. Деятельность отца остается за порогом, часто ребенок лишен общения с отцом, а наблюдает пассивный отдых отца у телевизора и придуманную жизнь на экране. Для маленького ребенка, в отличие от взрослого, нет придуманного мира, весь мир — настоящий.

Ценные советы родителям по оформлению развивающей среды ребенка до 6 месяцев помещены в книге О. С. Жуковой «Школа раннего развития. Первые уроки для новорожденных от 0 до 6 месяцев».

Стимулируя развитие зрения ребенка, придерживайтесь следующих правил и рекомендаций:

1) зрение малыша первого месяца жизни несовершенно, поэтому оптимальное расстояние, на котором игрушка должна находиться от его лица 20—30 см;

2) слишком большое количество игрушек лишь отвлекает внимание ребенка. Достаточно, чтобы на его «младенческом тренажере» (мобиле) висело 2—3 предмета (размер не менее ладони мамы). Для того, чтобы выбрать игрушки, посмотрите на контрольный лист первого периода развития ребенка в семье от 0 до 2,5 месяцев. Действия, выполняемые с ребенком, которые вам ясны и у вас все есть для его выполнения, отметьте карандашом. Готовьте развивающую среду ребенка заранее, до родов, тогда вам легко будет заниматься с ребенком после его рождения, все будет под рукой — и фонарик, и мобиль, и мешочки, и т. п..;

3) периодически (через 3—4 дня) меняйте игрушки;

4) попробуйте понаблюдать, что вызывает интерес ребенка, что ему нравится рассматривать. Предметами, вызвавшими его интерес, могут быть ваши бусы, тогда их можно повесить на мобиль. Также может вызвать интерес мяч, подвешенный на веревке над кроватью.

Уже в первый месяц своей жизни малыш с интересом смотрит на объекты, находящиеся рядом. Причем наибольший интерес у него вызывает человеческое лицо, он внимательно смотрит в глаза маме (рис. 47). Она может играть с ребенком, приближая его лицо к своему и «строя» ему разные рожицы — улыбаться, хмурить брови, открывать рот. Через некоторое время вы обнаружите, что малыш повторяет их за вами.

Будет хорошо, если вы повесите нарисованные изображения человеческого лица (размер с тетрадный лист) около кроватки ребенка, меняя портреты время от времени.

Первые недели малыш видит лишь яркие, контрастные объекты (губы, глаза на лице мамы, резко контрастные, черно-белые изображения, имеющие простые геометрические формы). В качестве таких объектов вы можете использовать объемные геометрические фигуры с черно-белыми полосками (размер со среднее яблоко).

Через месяц жизни ребенка укрепите рядом с кроваткой пары контрастных цветных полос (например, красную и зеленую, синюю и желтую). Эти цвета могут быть представлены на мобиле в виде игрушек.

Для того чтобы зрение ребенка развивалось нормально, в первые шесть месяцев жизни ему необходим различный зрительный опыт. В этот период особое внимание следует обратить родителям, имеющим проблемы со зрением, а также тем, у которых дети подверглись воздействию неблагоприятных факторов (родовая травма, гипоксия и т. п.). Специалисты рекомендуют родителям предоставить возможность ребенку рассматривать контрастные узоры-«решетки». До трех месяцев черно-белые, далее — цветные размером 10 на 15 см на расстоянии 25—30 см с удалением до 60 см. Картинка подставляется под взгляд ребенка и перемещается в различных направлениях. Можно просто повесить картинки на кроватке.

При подборе картинок соблюдайте основной принцип выбора любых воздействий на младенца — приближение к «золотой пропорции». Не забывайте, что к пяти годам заканчивается формирование эмоционального ядра личности человека. В этот период решается — будет ли ребенок жизнерадостным, волевым, социально и психологически здоровым. Или, не получив заряда гармонии и здоровых эмоций, он будет страдать депрессией. Такие дети в дальнейшем склонны к наркомании, асоциальному поведению, самоубийству.

Одним из лучших образцов гармонии является древнее искусство — мезенская (черно-белое изображение), северо-двинская, городецкая, хохломская росписи. Большую радость получит малыш, когда он узнает знакомые ему элементы этих росписей в ваших подарках: росписной лошадке, ложках, самоваре, чашечке, коробочке, в иллюстрациях к сказкам и т. п.

В три с половиной месяца можно поиграть вместе с ребенком с экраном. В верхней средней части картонного листа (экрана) вырезано отверстие (получается перевернутая буква «П»). Бумажный жираф заходит за экран с одного края и выходит с другого. На середине пути его голова появляется в прорези экрана. Ребенок следит глазами, ожидая жирафа со стороны, противоположной той, за которой скрылся. Можно показать ему фокус: входит жираф, и ребенок ожидает его увидеть, а вы меняете игрушку за экраном, например на кролика, и выходит кролик — ребенок удивляется.

Дети 4 месяцев начинают исследовать предметы, хватая, ощупывая, потряхивая, ударяя по ним. В этом случае игрушки на мобиле должны быть в зоне досягаемости, чтобы он мог их достать. Мобиль должен быть прочным. Внимательно следите за безопасностью игрушек: проверьте крепление игрушек, их прочность и т. д. Мы не рекомендуем использовать воздушные шары, только потому, что они могут внезапно лопнуть, напугав ребенка. Можно установить в зоне досягаемости малыша трехуровневую полочку с игрушками. Когда он скинет игрушки вниз, спустите его на пол, пусть он их ощупает, а затем верните игрушки на полку.

Всегда помните, что младенец познает мир путем «запечатления» его в своем сознании. Поэтому уделяйте окружению ребенка, оформлению развивающей среды — самое серьезное внимание.

«Игрушка для ребенка — это средство познания мира, — пишет исследователь А. Кононов, автор книги «Равнодействие игрушки». —

Попробуем осознать значение наиболее известных народных игрушек.

Погремушка — беря ее в руки ребенок проживает взаимодействие с миром. Как бы говоря: «Я есть. Я меняю мир вокруг себя».

Пирамидка — показывает ребенку иерархичность, гармоничную организацию мира.

Ванька-Встанька — жизнеутверждающая модель поведения человека: «Сколько раз упал, столько и поднимайся».

Кубики — ребенок, создающий деревянную башню, словно отделяется от земли в акте свободы для независимой от нее жизни.

Кубики с картинками — ребенок учится создавать целостный образ мира.

Волчок — ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы, — будущий двигатель космического мира.

Мячик — помогает на чувственном опыте познать структуру материального мира, им ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее границы и свойства (твердая поверхность, песок, вода…).

Матрешка — напоминает малышу: «ты есть часть природы, вокруг тебя народятся народы».

Глиняная игрушка — человек берет горсть земли и лепит из нее «второй мир», творит отражение окружающего мира. Цвета «дымковской игрушки устремлены к небу. Ребенок восхищается игрушкой, радуется. Чего стоит одна разноцветная дымковская карусель. «Дымка» учит творить праздник из всякой мелочи.

Такие игрушки — потенциальные миры, к которым приобщается ребенок. Они не могут быть свалены в какой-нибудь коробке. Им место в расписном ларе или добротно сколоченном ящике. Пространство, в котором живет и играет ребенок, — это особое место, где он проявляет себя в мире и познает его».