Пестование младенцев в традиционной народной культуре

Пестование младенцев в традиционной народной культуре

Когда-то основы традиционной народной культуры каждый человек получал в семье «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу ряда исторических событий преемственность традиционного уклада жизни была прервана. Однако это именно тот «багаж», который необходим человеку на его жизненном пути. Традиционное воспитание состояло в целенаправленной передаче культурного (хозяйственного и духовного) опыта старшими младшим, что позволяло молодым спокойно и достойно в свое время занять свое место в обществе и полноценно реализовать свои силы.

Становление личности, духовных основ происходит в самом раннем возрасте, до трех лет. Поэтому огромную помощь в социализации ребенка, воспитании и раннем развитии может оказать аутентичный фольклор, значение которого уже оценили зарубежные ученые, медики, педагоги и наши соотечественники, знакомые с этнопедагогикой.

«Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам. Тексты колыбельных рисуют в сознании и подсознании малыша полную картину мира, исчерпывающую, образную, адекватную, которую ребенок в состоянии понимать и проецировать на свою жизнь. Традиционная культура дает нам пример первой в жизни младенца образовательной методики. Материнский фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки часто сопровождались телесными играми» (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: 2000. Серия «Мастера психологии»).

Например, приговаривая: «Потягунюшки, порастунюшки…», — взрослые и сегодня многократно повторяют названия различных частей тела малыша, ласково прикасаясь к ним, проводя первые «уроки анатомии».

По мере того, как ребенок запоминает, где и сколько у него глаз, ушей, носов, пальчиков и как они называются, у него складывается общая схема тела, что абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития. Ведь осознавая наличие и устройство собственного тела, человек утверждается в мысли: «Я существую». Само тело при этом становится исходной точкой отсчета для ориентации в мире, инструментом для освоения физического пространства. Воссоздание детской игровой традиции является важнейшим этапом в развитии и воспитании ребенка.

Народные игры поистине являются школой жизни: они воспитывают характер, формируют правильное отношение к жизненным ценностям, учат действовать в жизни самостоятельно, не бояться трудностей. Народные игры развивают художественный вкус, учат разумным и достойным формам поведения. Только через детские игры можно воссоздать живую жизнь детского сообщества, практически полностью разрушенного в наше время.

В любой народной культуре этот процесс направлялся и контролировался традицией. Тексты материнского фольклора, игры передавались от поколения к поколению. И сегодня они по-прежнему содержат в доступной каждому, легко запоминающейся форме проверенные временем способы обучения ребенка.

Примитивность, «устарелость» этих текстов — кажущаяся. Даже не вполне понятные многим современным мамам «страшные» колыбельные песни, например: «… не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок…», — имеют глубокий изначальный смысл. Пока ребенок маленький, колыбель, комната, родной дом — это место, где он находится в безопасности под опекой любящих его взрослых. Огромный внешний мир таит не только множество удивительных открытий, но и неведомые опасности, и отправляться туда малышу до поры до времени одному нельзя.

Так постепенно начинает складываться система запретов и поощрений. В этих колыбельных дом-защита и опасный внешний мир разделены условной границей, обозначенной обычно словом «край». Всему свое время, со временем границы мира раздвигаются, но в любом возрасте чувство «края», зародившееся еще во младенчестве, хранит человека, позволяет здраво оценивать свои возможности в различных жизненных ситуациях.

Постоянное присутствие матери, ее нежная забота и внимание, многообразие эмоционального, телесного и словесного общения с ней очень важны для всей будущей жизни ребенка. Они помогают маленькому человеку утвердиться в своей значимости, желанности, сформировать так называемое «базовое доверие кжиз-ни» — интуитивную уверенность в том, что жить хорошо, а если будет плохо, то его не бросят, ему помогут. Это основа жизненного оптимизма взрослого человека, его желания жить на свете вопреки всем невзгодам.

Огромное позитивное воспитательное значение имеют традиционные народные праздники. В Санкт-Петербурге научно-педагогическим фольклорно-этнографическим коллективом «Домострой» на материалах, полученных в 15-летних этнографических экспедициях, разработан цикл семинаров «Годовой круг традиционных народных праздников».

Программы и аудиокурсы используются в семейных клубах, обществах, женских консультациях и находят отклик у представителей разных поколений: подростков, молодых родителей, бабушек, дедушек.

Именно к специалистам «Домостроя» обратились японские ученые, которые изучали влияние колыбельных песен всего мира на ребенка. Прослушивание японскими младенцами простой русской колыбельной «Спи се со Богом» нормализовало ритм их энцефалограммы. Пение аутентичных музыкальных произведений беременными женщинами г. Томска (а часто и отцами через рупор) повысило коэффициент интеллекта их детей в четыре раза.

Аутентичный фольклор, т. е. истинные образцы народной музыки, слова, танца, оказывает гармонизирующее влияние на центральную нервную систему ребенка за счет максимальной приближенности к ритмам «золотого сечения». К этому ритму также относится биение сердца, физиологические звуки внутренних органов матери, которые, как известно, успокаивают плачущих младенцев.

Уникальный телесно-психологический контакт матери и ребенка, возникающий при пестовании младенцев в этом «Золотом ритме», не просто полезен, а жизненно необходим каждому современному младенцу. Ведь только 1% современных новорожденных рождаются без повреждения нервной системы.

Конечно, массаж и движения, которые использовали наши предки для пестования своих здоровых младенцев, недостаточны для реабилитации нервной и опорно-двигательной системы современных детей. Новые диагнозы: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, внутричерепная гипертензия, дисплазия тазобедренных суставов — теперь знакомы каждой матери и требуют новых эффективных методов реабилитации детей.

30 лет ученые-невропатологи, нейрофизиологи Института развития мозга в Филадельфии разрабатывали методы восстановления повреждений нервной системы у детей.

Все методы прежде прошли апробацию на животных.
Доказано, что:
— мозг дикой кошки, все время выполняющей вращательные движения (кувыркающейся на деревьях), на 30% тяжелее, а значит, физически крепче, чем малоподвижной домашней кошки;

— щенки, которых лишали вылизывания (материнского массажа), переставали расти.

Ученые изучали опыт народов мира. Оказалось, что на Востоке общество считало мать нерадивой, если она не делала массаж своему малышу ежедневно. В Африке до 2-х лет матери носят детей на себе (два года упражнений на координацию и полный телесно-психологический контакт с матерью). В результате африканские младенцы до 2-х лет резко опережают по психомоторному развитию европейских детей, большую часть времени проводящих в кроватках. Но дальше африканские женщины, к сожалению, не могут предоставить своим младенцам возможность ползать на полу, из-за наличия в тех краях опасных насекомых.

Народы, которые не могли предоставить возможность своим младенцам ползать, не внесли свой вклад в мировую науку. Ползание увеличивает скорость мышления, готовит ребенка к автоматической ходьбе, способствует предупреждению нарушения осанки. Кроме того, безусловно важнейшую роль в дальнейшем отставании в развитии африканских младенцев имеет отсутствие специальных методик обучения детей.

Петербургские ученые соединили достижения Филадельфийского Института мозга, европейской школы остеопатии и отечественный опыт: всемирно известных петербургских школ гомеопатии, детского массажа и уникальный архив петербургских этнографов «Домостроя». Таким образом, в Петербурге родилась новая методика современного материнского массажа с пестушками, потешками и вестибулярной гимнастикой — комплекс «Пестование младенца».

Вспоминая и изучая народные колыбельные песни, потешки, пестушки, мама заранее, задолго до рождения на свет малыша, радуется предстоящей встрече с ним, готовится стать первым и самым важным в его жизни другом и наставником, перенимает проверенный временем опыт многих предшествующих поколений людей.

Наконец, младенец появляется на свет. Следует помнить, что на развитие каждой новой функции мозга ребенка отводится строго определенный отрезок жизни ребенка. Если родители не предоставили ему возможность освоения этого навыка, то связи нервных клеток, отвечающих за этот навык, не образуются; нейроны меняют свою форму, обедняется число межклеточных синаптических контактов. Например, первые 7 месяцев жизни ребенка являются определяющими для развития артикуляции, грамотности, знания русского языка. Именно в этот период пестование просто необходимо для младенца. «Дар слова есть сила и развивается от упражнения. Мы обязаны заботиться, чтобы дитя все более и более вступало в духовное обладание… сокровищами» (Ушинский К. Д.).

Ребенок и мама общаются глаза в глаза. Когда во время массажа малыш видит ее губы, он запоминает, как она произносит звуки. Младенец отвечает маме — гулит, подражает ее мимике и пытается подпевать. В это время закладывается основа хорошей будущей речи. Так рождается самое главное — взаимопонимание мамы и ребенка. До трехлетнего возраста ребенка возникает 70—80% всех соединений нервных клеток. Уже в 6 месяцев он достигает 50% взрослого потенциала мозга, а к трем годам — 80%.

Прежде чем приступить к массажу:
— выберите теплое светлое спокойное место (отключите телефон, попросите домашних вас не отвлекать);
— выберите время, лучше через 40 мин. после кормления или после утреннего сна (9:00—10:00), когда малыш проснулся, не голоден и спокоен;
— если у младенца кожа слишком сухая, выберите масло для массажа: только растительное, получаемое холодным отжимом (оливковое, миндальное). Если проблем с кожей нет, то лучше массировать сухими теплыми чистыми руками без масла. Обязательно надо снять украшения и подстричь ногти;
— приготовьте любимую игрушку, настройтесь на массаж, предупредите ребенка: «Мы сейчас будем делать массаж»;
— следите внимательно, чтобы ребенок лежал симметрично относительно средней оси тела;
— основной прием массажа до 3-х месячного возраста — это поглаживание, оно расслабляет. Это важно, т. к. в этом возрасте мышцы-сгибатели в норме напряжены.

Выполнять комплекс «Пестование младенцев» следует в хорошем настроении. Материнский массаж и гимнастика должны доставлять удовольствие маме и малышу. Если младенец не хочет выполнять какое-то упражнение, не настаивайте, перейдите к следующему. Возможно в следующий раз он его выполнит. Если ребенок устал, прервитесь, продолжите позже.
В добрый путь! Желаем успеха!

В этом вам поможет учебный видеофильм «Пестование младенцев», а также аудиокассеты «Колыбельные», «Сорока-ворона». Описание гимнастических упражнений подробно приведено в разделе «Методический материал из книги Г. Домана «Гармоничное развитие ребенка» — гимнастические комплексы».

Вторым разделом предлагаемого комплекса «Пестование младенцев» является ношение младенца по кругу (упражнение на координацию). Для этого используется особое приспособление — перевязь (см. рис. 22). Двадцать пять лет в американском центре поддержки грудного вскармливания У. Серза с успехом используются перевязи. Познакомимся с этим традиционным методом ношения младенцев. Чем раньше вы освоите этот метод, тем удобнее и комфортнее будете справляться со своими родительскими обязанностями.