Развитие интеллекта младенца

Развитие интеллекта младенца

Внимание! Прежде чем приступить к занятиям с ребенком по развитию его интеллекта, вспомните о необходимости гармоничного развития ребенка: дух — душа — тело. Не превращайте занятия в интеллектуальную дрессировку. Старайтесь помнить, что прежде всего Вы растите себе человека, друга, помощника.

Больше уделяйте внимания развитию человеческих качеств у ребенка. И пусть каждый урок запечатлится в душе ребенка как радость общения и познания мира.

Вы можете помочь ребенку развить его интеллект. Для этого можно использовать многочисленные пособия. Предлагаем Вам познакомиться с основными правилами развития интеллекта у младенцев, изложенными петербургским ученым Г. В. Терешонок в пособиях: «Учим ребенка говорить и читать», «Учим ребенка математике» (см. учебный фильм «Развитие интеллекта младенца»).

Большинство родителей даже не задумываются о том, что учить ребенка читать, а тем более говорить нужно, начиная с пеленок, а не перед школой. И это не займет много времени: всего лишь несколько минут в день. Заниматься по картинкам можно с
4—5 недель. У ребенка координируется зрение, развивается познавательный интерес, он быстрее начнет говорить! Самое интенсивное развитие ребенка — период от 0до 24 месяцев (сенсомоторный интеллект, доречевой период). Тогда закладывается фундамент будущего человека. Это самый благоприятный период для обучения, ребенок схватывает все «на лету». На третьем году обучение дается труднее, и так с каждым годом.

Работа с карточками-картинками

Заранее подготовьте 30 карточек. Карточки-картинки должны быть размером с тетрадный лист. На картинке изображается 1 предмет (например, яблоко), без дополнительных окружающих предметов (без лукошка, дерева и т. п.). Изображение должно быть приближено к природному и достаточно красочное.

Ребенку показывают предметную картинку и говорят: «Это яблоко». За одно занятие показывают 3—5 картинок и соответственно называют предметы. Занятие заканчивается прежде, чем ребенку надоест. Дети обучаются с поразительной скоростью. Через каждые 3 дня меняйте в наборе половину картинок и т. п. В конце занятия обязательно похвалите малыша, погладьте, поцелуйте, скажите ему: «Какой ты молодец!». Утомление от занятий, пресыщение — верный способ отвратить ребенка от занятий, вызвать у него, может быть, навсегда нежелание заниматься.

Девиз ваших занятий: «Дело мера красит». Не начинайте занятие, если малыш устал, плохо себя чувствует. Не занимайтесь, если Вы устали или раздражены. Когда Вы познакомите малыша с названием предметов, выложите перед ним 3 картинки и попросите показать мяч. Если ребенок не показывает, не огорчайте его упреками, а ласково, указывая на мяч, скажите: «Вот мяч». Помните, что дети очень не любят, когда их экзаменуют.

Работа с карточками-словами

Подготовьте заранее 20 карточек — существительные и прилагательные. Слово пишется крупными, четкими, печатными буквами. Слоги выделите разным цветом. Ребенку показывается карточка со словом и слово произносится. Например, мама, папа, имя ребенка. Через три дня смените половину слов на новые. За одно занятие вводится 3—5 слов. Начинать нужно со слов, хорошо знакомых ребенку. Известные педагоги-новаторы Лена Данилова и Михаил Федоров предлагают родителям представлять каждое слово ребенку как спектакль.

Например, карточка со словом «свет» — включаем свет, на лампочке висит карточка, можно ее потрогать — она теплая. Спойте песенку про свет, задействуйте все органы чувств ребенка. Вы можете спросить: «Почему обучать ребенка раннему чтению надо целым словом, а не по слогам или буквам?». Восприятие маленького ребенка целостно, он не дифференцирует звуков и букв, но легко запоминает целое слово, его образ. Хорошо читающий человек тоже «узнает» целое слово, только новые слова прочитывает по слогам. Чтение — это соединение звуков (букв) в целое слово, а письмо — их выделение, и обучать чтению лучше, чем письму.

Учим ребенка математике

Невозможно сделать из каждого ребенка гения, но родители обязаны помочь ему реализовать свои возможности. Только постепенное овладение числом, исследование окружающего пространственного мира, работа с величинами могут развить математические способности.

Математические, т. е. пространственно-временные и числовые представления, формируют у малыша с момента рождения, помните, что Вы с малышом в постоянном общении: «Какая красивая игрушка. Давай ее достанем. Не достать. Высоко, нужно спустить пониже. Этот мяч большой, а этот маленький. Давай возьмем игрушку, которая лежит сверху рядом. Не бери утюг, он тяжелый. Сейчас мы пойдем гулять в садик, в котором были вчера. Какой высокий дом! А этот ниже. Давай выберем дорожку, которая короче». Это первые уроки по пространственно-временным представлениям. Затем вы знакомите ребенка с правыми и левыми руками, ногами, сторонами улицы и т. д.

Понятия, введенные в жизнь ребенка естественным путем, осваиваются им рано, без особых усилий и нагрузок. Счет отдельных предметов тоже осваивается ребенком в естественных условиях: «Дали одно яблоко, два яблока. Убери один кубик. Принеси две ложки. Мама будет пить чай. Сколько ложечек сахара положить? Сколько шагов до стены? Мы вымыли одну ручку, теперь вымоем другую руку. Возьмем на прогулку обе машинки».

Ставьте ребенка в ситуацию, где необходимо что-либо измерить, сосчитать, определить. Считайте предметы в доме и на улице, считайте действие: хлопки, ритмичные удары, бой часов, топанье ножкой и т. п. Постарайтесь, чтобы ребенок почувствовал потребность в изучении математики. Иногда счет применить невозможно, тогда появляются слова: высота, ширина, длина, больше, меньше, уже, короче и т. п. Они вводятся в практическую жизнь ребенка. Так словарь малыша пополняется математическими понятиями, а ум обогащается логическими операциями: счетом, группировкой, сложением, вычитанием, сравнением. Общаясь с ребенком, Вы научите его универсальному способу познания — осваивать все в сходстве и различии, разовьете в нем наблюдательность.

«Решение математических задач является одним из наилучших и простых способов развития умственных способностей, когда-либо найденных» (Э. Торндайк).

Работа с картинками по математике

Проводить занятия с малышом можно, когда он в хорошем настроении, продолжительностью 1—2 минуты. Вы показываете ему картинки и называете предмет и число. У малыша лучше будет развиваться и фокусироваться зрение, развиваться интеллектуальные и умственные качества: память, внимание, воля и т. п. На одном занятии проходите 3 числа, используя при этом разные карточки и предметы. До 2,5 месяцев используются только предметные картинки. Для этого нужно изготовить 10 карточек размером с тетрадный лист с разными предметами (от 1 предмета на карточке до 10). Например, на картинке изображено 6 слив (в 2 ряда). Мы говорим и показываем: «Шесть слив. Три и три будет шесть. Два, два и два — всего шесть».

Если Вы используете пособие Г. В. Терешонок, то на 1 листе у вас помещена предметная картинка (например, 4 вагона и паровоз) и отдельно изображены предметы (4 вагона). Отрежьте отдельные предметы и показывайте их отдельно от предметной картинки.

С 2,5 месяцев к предметным картинкам добавляется «Домино» и «Десяти-склад». Необходимо изготовить 10 карточек размером с тетрадный лист, на котором черные кружки расположены по принципу домино (от 1 до 10). Дополнительно можно сделать 10 карточек, на которых красные кружки будут расположены хаотически. Это поможет вашему ребенку узнавать количество предметов в независимости от их расположения. Для этого в большом количестве кружков (например, 7) ребенок должен научиться выделять группы (3 и 4; 3, 2 и 2). Тогда он сможет не пересчитывать все предметы, а сложить несколько чисел. Это разовьет у него пространственное мышление. И ему легко будет изучать геометрию в школе.

«Десятисклад» необходим для помощи в освоении состава числа. Для его изготовления вырезают десять красных и десять синих кружков, склеивают их между собой таким образом, что получается десять кружков красных с одной стороны и синих — с другой. Затем вырезается из желтого картона треугольник, на который с обратной стороны наклеивается желтый треугольник из цветной бумаги. Получается желтый с двух сторон треугольник. Затем на него накладываются в четыре ряда кружки таким образом, что на вершине треугольника оказывается 1 кружок, а в основании — 4. Над верхним краем каждого кружка в треугольнике прокалывается дырочка, через которую с обратной стороны треугольника вводится иголка с двойной ниткой, прокалывает кружок в верхней части и возвращается в то же отверстие треугольника. С обратной стороны концы нитки завязываются на пуговице. Если же Вы сделаете пуговицы разного цвета, то у Вас получится дополнительное интересное пособие для малыша.

Как пользоваться «Десятискладом»? К примеру перевернем 4 кружка синей стороной, а 6 — красной. При этом мы показываем и говорим ребенку: «Четыре синих и шесть красных, всего десять. Сколько синих — четыре». В пособии Г. В. Терешонок приведены разнообразные комбинации.

Пример работы с карточками

Покажите ребенку карточку с одним кружком. Это самое главное первое число. Число 1. Дай мне одну машинку, один грибок. Это цифра один. У тебя один нос, один рот. Один-одинешенек, один-единственный. А у нас в комнате есть единственные предметы? На десятискладе: смотри — это один красный кружок.

Число 4.
Это кружки, их четыре. На картинке четыре вагончика. Рассмотри их. Сколько лапок у собачки? Зима, весна, лето, осень — времена года, их тоже четыре.

Важно, чтобы малыш зрительно тренировался определять с первого взгляда количество предметов, кружков, линий. Лучше обучать зрительному восприятию числа по форме Лая Борна: так расположены кружки на домино.

После 2,5 лет можно приступить к обучению отдельным цифрам без картинок, продолжая одновременно изучение цифр с картинками. Если малышу будет трудно запомнить цифру, написанную на карточках, то помогите ему, вырежьте из картона ее, слепите из пластелина или же воспользуйтесь любыми другими «осязаемыми» методами.

Играйте с детьми! Не может быть здорового развития ребенка без деятельной интересной жизни. Красивые гармонично развитые люди вырастают только в семьях, где любят детей и занимаются с ними.

Comments are closed