Советы логопеда

Советы логопеда

Логопедические упражнения с детьми первого года жизни
По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф. Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Общение и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем раньше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь.

Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довер-бальным. Второй этап формирования речи — ранневербальный, наступает тогда, когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

Родителям следует четко представлять основные закономерности довербального и раннего вербального периодов.

Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Длительность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Пределы более позднего нормального развития навыков указаны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указанных сроков требует консультации ребенка у специалиста.

1-я стадия — от 0 до 2 месяцев — характеризуется рефлекторным криком. В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме — громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ребенком негромко, напевно.

2-я стадия — от 2 до 5 месяцев — характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.

Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующими игрушками:

1) яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции);

2) погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно развивают ручную умелость);

3) погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений и ручной умелости);

4) подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, побуждающего к звукопроизношению);

5) подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).

Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно выразительной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого голоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем подражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев.

3-я стадия — 5—7,5месяцев — стадия появления лепета, которая имеет большое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить выполнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт-Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование младенцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилактики логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс «Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессионально.

Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять 1—1,5 минуты до 10—15 раз в день, используя подходящий момент. Например, играем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой — приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызывающие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощряя его.

На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки:

1) яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рассматривает, узнает при участии взрослого);

2) бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук);

3) цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ребенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).

4-я стадия — 7,5—12,5месяцев — расцвет лепета. Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, та-та, ма-ма, па-па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).

На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики разных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) матрешки (комбинация движений рук — практическое мышление).

Таблица 27
Логопедические упражнения в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни
Стадия Рифма
3 асс асс асс — мы купили квассс усс усс усс — ваш арбуз
ачч ачч ачч — это врач уч уч уч — это ключ
ачч ачч ачч — пожалуйста не плачь ушка ушка ушка — вот моя подушка
арр арр арр — летит комар ол ол ол — я люблю футбол
ой ой ой — приходи домой ыш ыш ыш — мой малыш
ошка ошка ошка — вот моя большая ложка есс есс есс — мы идем в лес
ор ор ор — ядовитый мухомор яло яло яло — теплое одеяло
4 ба ба ба — звонкая труба ко ко ко — у коровы молоко
бу бу бу — купите мне трубу ки ки ки — вот идут быки
ва ва ва — высокая трава ма ма ма — высокие дома
га га га — хочешь, Галя, пирога па па па — мелкая крупа
гу гу гу — гуси на лугу пу пу пу — купим мы крупу
да да да — там холодная вода та та та — тонкая черта
ды ды ды — выходи-ка из воды ты ты ты — красивые цветы

5 сса сса сса — вот оса
ссу ссу ссу — мы увидели осу
жа жа жа — мы увидели ужа
же же же — вырос я уже
за за за — здесь привязана коза
зу зу зу — я пасу козу
ла ла ла — острая игла
ля ля ля — счастливая семья
лу лу лу — подойти к столу
лю лю лю — маму с папой я люблю
ра ра ра — нам домой пора
ро ро ро — полное ведро
ре ре ре — горячее пюре ри ри ри — все погасли фонари со со со — у машины колесо фа фа фа — далеко от нас Уфа ца ца ца — лужа у крыльца це це це — улыбка на лице ча ча ча — побывал я у врача че че че — мы мечтали о мяче чи чи чи — где мои ключи ши ши ши — на болоте камыши ща ща ща — поймали мы леща щу щу щу — сладким чаем угощу

Внимание!В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обязательно остаются предыдущие. Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.
5-я стадия — охватывает период от 1 года до 1,5лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие понимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражнения на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л-Л, Р-Р) (табл. 27).

На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье, платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного изготовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая действия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки, чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы, крючки, молнии (пуговицы с одной стороны — застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятельность).

При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде разместить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией становления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для родителей подписать: «Чи-чи-чи — где мои ключи».

Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом развивающих игр с малышом.
Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.