Гимнастические комплексы для младенцев

Гимнастические комплексы для младенцев

Все предлагаемые гимнастические упражнения, разработанные специалистами Института развития мозга, входят в комплекс «Пестование младенцев». В нем эти упражнения объединены с этнографическим материалом — пестушками, потешками. Это одновременно развивает тело и речь — всю психоэмоциональную сферу ребенка.

Кроме того, ритм, заданный лучшими произведениями народной культуры, оказывает дополнительное уникальное оздоравливающее действие на все биологические ритмы организма ребенка, в т. ч. на ритм головного мозга. В этой главе мы подробно рассмотрим методику выполнения этих гимнастических упражнений — вестибулярной гимнастики для младенцев.

Все виды вестибулярного воздействия, о которых мы расскажем ниже, должны проводиться осторожно и доставлять новорожденному удовольствие.

Очевидно, что если вы хотите соблюдать максимальную безопасность, вам надо убедиться в отсутствии всяких помех. Будьте внимательны к своему ребенку и постоянно за ним наблюдайте. Держите его бережно, начинайте медленно и спокойно, постепенно переходя к следующим стадиям (то есть постепенно увеличивайте продолжительность).

Прежде, чем вы начнете что-либо делать, расскажите новорожденному о своих намерениях. В процессе самого действия объясняйте ему, что вы делаете. Всегда останавливайтесь прежде, чем он сам этого захочет. Только в этом случае он сам захочет следующего занятия!

Одевайте ребенка в зависимости от обстановки и при этом учитывайте, насколько удобно вам будет его держать.
Лучшая часть программы равновесия — это та, которая доставит радость как вам, так и вашему ребенку. Специалисты института развития мозга наблюдали родителей (особенно отцов), по всему миру развивающих вестибулярный аппарат своего ребенка. Это было и в мировых столицах, и в первобытных джунглях. Но повсюду родители и дети получали от этого удовольствие.

Отцы подбрасывали своих детей вверх, а затем ловили. Матери подбрасывали детей, посадив их к себе на колени. И то и другое стимулирует вестибулярный аппарат. Рекомендуем 15 видов подобной стимуляции, исходя из трехмерности пространства. Все они включены в комплекс пестования младенцев, в котором они выполняются в ритме традиционных народных потешек.

Например:
1. Ношение ребенка по кругу — хороводы.
2. Покачивание ребенка над собой, лежа на спине, под потешку «Летели кокуш-ки… »
3. Покатывание на мяче в различных направлениях.
4. Покачивание ребенка на руках перед собой под потешку «Поехали, поехали…»
5. Ускорение на мате — вперед и назад. На этот мат ничком положите ребенка. Он должен находиться перпендикулярно к вам (то есть головой к одной вашей руке, ногами — к другой). А теперь потяните мат правой рукой вправо — он двинется вперед; потом левой рукой потяните влево — он двинется назад.
6. Ускорение на мате вправо и влево.
7. Горизонтальное кружение в позиции ничком («Растатуриха»). Встаньте, положите новорожденного себе на плечо так, чтобы он прижимался к нему животом. Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не почувствовать головокружение и не утратить равновесия.
Изменяйте направление кружения — по часовой, против часовой стрелки.
8. Горизонтальное кружение на плече на правом боку, затем на левом («Уж я Танюшке пирог испеку…»).
9. Перекатывание («Чук, чук, чук, чук…»).
10. «Скачки» с ребенком. («Баба сеяла горох…»).

Выполнение вместе с новорожденным основной программы равновесия

Частота: хорошо бы выполнять каждый день все пятнадцать упражнений (танцы, игры с ребенком) хотя бы по одному разу.
Интенсивность: выполняйте упражнения медленно и осторожно. Если по какой-либо причине вашему новорожденному что-то не нравится (или если вы сами устали), то скорее всего вы действуете слишком быстро. Замедлите темп.

Длительность: Начните с пятнадцати секунд на каждое упражнение. Постепенно и осторожно доведите это время до сорока пяти секунд. Всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет ваш ребенок.

Вся ежедневная программа займет всего десять минут. Данная программа, а также пассивная программа равновесия полностью вошли в комплекс «Пестование младенцев» (см. ранее).
Вашему новорожденному понравятся эти упражнения.

Пассивная программа равновесия от 4 мес. до 1,5 лет
Эта программа выполняется с воротником безопасности. В качестве воротника может послужить полотенце, свободно повязанное вокруг шеи. Это может быть и толстый воротник от вязаного свитера. Способы изготовления воротника даны выше. Используйте этот воротник при выполнении всех упражнений программы.

Чтобы детям нравилось носить эти воротники, некоторые матери в течение нескольких дней носят их сами. Естественно, любому ребенку захочется попробовать то, что так нравится его матери!

Убедитесь, что одежда ребенка не будет мешать выполнению упражнений. И, когда будете поддерживать, не держите его за ботинки или носки (они могут слететь), держите за обнаженные лодыжки.

Все предложенные упражнения вводятся после 4-месячного возраста в основной комплекс «Пестование младенцев».

Покачивание

Покачивания, которые вы совершали ранее, подготовили ребенка к более сложному варианту:
1. Покачивание в положении «навзничь». Возьмите лежащего навзничь ребенка за запястья, а ваш супруг пусть возьмет его за лодыжки. Поднимите его с пола и начните покачивать, словно бы он находился в колыбели. Это упражнение — одно из самых стимулирующих, поэтому его надо делать быстрее, чем если бы ребенок действительно находился в колыбели (древнее, но весьма мудрое изобретение).
Помните, когда вы сами были ребенком, ваши родители раскачивали вас взад-вперед, прежде чем бросить на постель? Вспомните, как это вас веселило.

Горизонтальное вращение

При выполнении программы равновесия для новорожденных горизонтальное вращение вы проводили на матах. Это упражнение понравится вашему ребенку еще больше, когда будет выполняться в воздухе.
2. Горизонтальное вращение. Левой рукой возьмите ребенка за левое запястье, а правой — за левую лодыжку. Ребенок при этом должен лежать ничком. Поднимите его и осторожно покрутите против часовой стрелки.
Потом смените положение — возьмите его правой рукой за правое запястье, а левой рукой — за правую лодыжку и покрутите по часовой стрелке. Чем больше скорость вращения, тем горизонтальнее будет летать ваш ребенок. В обоих случаях вы можете сменить направление вращения так, что ваш ребенок будет летать «ногами вперед».
3. Положение «навзничь». В начальном положении ребенок должен находиться лицом в противоположную сторону от вас. Правой рукой вы беретесь за его левое запястье, левой — за левую лодыжку, после чего начинаете осторожно вращать его по часовой стрелке. Если он не испугается быстрого вращения, то вскоре «всплывет» в положение «навзничь». Затем вы меняете направление вращения, и он начинает летать ногами вперед. После этого вы беретесь левой рукой за его правое запястье, а правой — за его правую лодыжку и начинаете вращать против часовой стрелки. Потом меняете направление — и ребенок летает ногами вперед.
4. Положение ничком. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите за запястья и начните вращать на прямых руках.
Вращать можно как по, так и против часовой стрелки.
Горизонтальное подбрасывание
5. Горизонтальное бросание. Поверните ребенка лицом к себе и возьмите подмышками. А теперь начните подбрасывать его в воздух и ловить. Но будьте осторожны. Это упражнение, которым, как правило, занимаются отцы, очень полезно. Благодаря ему ребенок очень живо ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки.
Чтобы не уронить своего ребенка, вам следует при этом проявить особую сноровку. Исходите из интересов самого ребенка: если он пуглив, делайте все как можно медленнее и осторожнее.

Шейный воротник для младенца

Мы рекомендуем надевать этот воротник на ребенка перед выполнением любых упражнений. Самое главное — это безопасность ребенка. Особой заботы требует нежная детская шея. Поэтому так важен шейный воротник, особенно при выполнении упражнений из пассивной программы равновесия, относящейся к стадии III.

Возьмите кусок поролона размером примерно в 6,5 см2, обшейте его в несколько слоев оболочкой из мягкой ткани. С внутренней стороны на одном конце воротника и с наружной на другом пришейте липучку-застежку (рис. 46).