Тактика введения прикорма

Тактика введения прикорма

Введение прикорма (варианты тактических решений по введению прикорма) (из книги Воронцова И. М., Фатеева Е. М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка. СПб. ИКФ «Фолиант». 1998, 272 стр.)

Относительно раннее введение прикорма

Ребенку 4,5 мес. У матери значительно снизилось количество продуцируемого молока, и попытки восстановить лактацию через учащение прикладываний, полноценное сцеживание молокоотсосом и увеличение энергетической ценности пищевого рациона не привели к успеху. Последние 2—3 дня у ребенка не было стула и уменьшилось количество мокрых пеленок.

Тактическое решение
Несмотря на формальную «дозволенность» введения прикормов в этом возрасте, желательно начать с докорма — с перевода ребенка на смешанное вскармливание, т. е. вариант дополненного грудного вскармливания с сохранением регулярного прикладывания к груди в начале кормления, а затем допаивания из ложечки современным «заменителем» женского молока. В перерыве между грудью и чашкой одного из утренних кормлений целесообразно вводить небольшие количества обучающего прикорма.

Через 1—1,5 мес. число молочных кормлений уменьшают и образуется первый прикорм полного объема. Еще через 1,5—3 мес. у ребенка сохраняют 2 молочных кормления, причем желательно, чтобы хоть одно из них включало в себя прикладывание к груди. Остальное количество молока восполняют смесями «второго ряда» (для питья) и цельного коровьего молока (для приготовления пюре и каш). Детям-аллергикам (или предрасположенным к аллергии) не рекомендуется употребление коровьего молока (в смесях или цельного), а рекомендуются смеси с гидролизатами коровьего молока, с соевым молоком.

Относительно позднее введение прикорма

Ребенку скоро 8 мес., он отлично развивается и вполне удовлетворен исключительно грудным вскармливанием. Получает медикаментозную коррекцию (сапплемен-тацию) по витамину D, фтору и железу.

Тактическое решение
Продолжать грудное вскармливание, но при этом начинать введение обучающего прикорма в перерыве одного из кормлений грудью. Знакомить ребенка со вкусом и консистенцией разных пюрированных овощей и обязательно печенья или сухарика, а далее и всей последовательности блюд прикорма. Через 1,5—2 мес. формировать отдельное немолочное кормление, сохраняя прикладывание к груди в рамках устоявшегося режима или по требованию.

Второе немолочное кормление вводят по мере уменьшения весовых прибавок или по поведению ребенка, подтверждающему его неудовлетворенность питанием, и далее через относительно короткие сроки (1,5—2 нед.) еще одно немолочное кормление. Прикладывание к груди сохранять от 1 до 3 раз в сутки, ориентируясь на сохранность у ребенка желания сосать грудь до 1,5—2 лет.

Если мать заинтересована в контрацептивном эффекте грудного вскармливания, число прикладываний к груди должно быть не менее 4—5 в сутки, даже при относительно малом количестве продуцируемого молока. Желательно, чтобы одно из этих кормлений или прикладываний происходило в ночные часы. При сохранении нескольких кормлений, можно их совмещать с прикормами как в начале кормления, так и в конце.