Традиции переживания утраты

Традиции переживания утраты

У всех народов сохраняются давние традиции переживания горя, с которым ежегодно сталкиваются тысячи родителей. С ними знакомят будущих родителей как с одной из реальностей жизни.

Каждая культура вырабатывает свои механизмы ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ. В русской культуре традиции переживания горя были тесно связаны с религиозной духовностью. Ф. М. Достоевский писал: «Что приобретают малютки — эти «маленькие птички» — от того, что рождаются и умирают? Ужели лишь для того, чтобы лишнею скорбию удручить жизнь родителей? Нет. Наши преждевременно скончавшиеся малютки рождены не напрасно, они кратковременными страданиями на земле снискали себе вечное блаженство на небе».

И в этом русские люди находили основной источник утешения: «Бог дал, Бог взял», — говорили скорбящие родители, потерявшие малютку. В религиозном сознании общества отношение к смерти всегда было спокойным, осознанным, воспринимаемым как второе рождение человека в ином мире. Об умершем малютке молились дома (если он не крещен), в церкви, если он был крещен.
Окружающие роженицу люди должны с уважением относиться к ее религиозным чувствам, особенно когда жизнь ее ребенка находится под угрозой.

Различные религиозные течения имеют собственные особые традиции действий родителей в этой ситуации. Следует всегда терпимо и уважительно относиться к ним. Так, мать буддийского вероисповедания окропляет новорожденного водой Арша-ном и читает молитву о долгой жизни. Если ребенок умирает, то вызывают священнослужителя из дацана для совершения специального обряда. Затем мать зажигает свечу, которая горит 49 дней, и молится об устроении его будущей жизни. Если это христианская семья, то мать или близкий ей человек имеет право провести Крещение ребенка, пока он жив. Для этого необходима только святая вода и знание простой, короткой молитвы. Минута терпеливого сочувствия и понимания со стороны окружающих подарит женщине чувство исполненного долга и покоя на сердце.

Описание совершения таинства Крещения православной женщиной приводит протоиерей Артемий Владимиров. Православных родителей утешает разговор о том, что смерть не бывает случайной, что Бог забирает к себе любого человека в самой высокой точке его духовного развития. Младенец, как ангел, всегда будет в Царстве небесном. Утешают православных родителей совместные молитвы, возможность выполнить все положенное в их традиции для своего малыша.

В мусульманских семьях младенец, ушедший в мир иной, считается ангелом. В трудных случаях в этих семьях, как и в семьях иудейского вероисповедания, родные возносят молитвы. Для неверующей матери утешением может быть понимание того, что чаще смерть плода наступает из-за пороков его развития и, возможно, печальный исход освобождает ребенка от мучений, которые могли бы сопровождать жизнь такого ребенка и его родителей. При любом мировоззрении главное для близких и окружающих — проявить сочувствие родителям, переживающим утрату.

Факт смерти никогда не был запретной темой для разговора. Родители и близкие выплакивали свое горе, близкие служили им опорой в этом. Со временем сердце любящих родителей примирялось с потерей и не омрачало последующее ожидание ребенка.
Невысказанное, непережитое горе влияет не только на последующую социальную жизнь индивидуума, но и на соматику и психику горюющего человека, что особенно может проявиться в последующих беременностях и родах.

Женщине необходимо предоставить возможность говорить о своем ребенке со всеми. Крайне важно вести беседу с учетом мировоззрения семьи. Любящие близкие и сострадающее окружение (врачи, акушерки) всегда ищут слова, которые могли бы утешить скорбящих родителей.

Смерть и рождение ребенка — это большая тайна. Эти события не случайны. Понимание этого позволит семьям перенести горе, восстановить свое психологическое состояние и открыться навстречу новым надеждам и будущему счастью.