Условия здорового зачатия

Условия здорового зачатия

Когда закладывается здоровье ребенка? На этот вопрос отвечают по-разному. Одни считают — после рождения, другие — во время беременности. А один из представителей царской династии, исходя из опыта своей семьи, сказал, что здоровье наследника определяется здоровьем предыдущих 5 поколений рода. Так глубоки корни духовного, душевного и телесного здоровья человека, которые являются главным условием здорового зачатия.

Каково же здоровье современного поколения — будущих родителей XXI века? К концу обучения в школе доля здоровых детей составляет не более 10%. У каждого четвертого школьника — дефицит массы тела. Только 10% 18-летних юношей способны служить в армии. По данным председателя комитета Гос. Думы по безопасности (А. И. Гуров, 2001 г.), до 79% несовершеннолетних осужденных имеют психические отклонения. Количество дебилов в стране 17%. По данным ЮНЕСКО, при 18% наступают необратимые процессы — т. е. преступность приобретает биопсихологические животные причины. Это же относится к самоубийствам: по числу самоубийств Россия занимает одно из первых мест в мире.

Зам. министра здравоохранения РФ А. Д. Царьгородцев в своем докладе на Всероссийском конгрессе «Экология и здоровье детей — основа устойчивого развития общества» (июнь 1997 г.) отметил: «…заболеваемость сифилисом у детей и подростков за последние пять лет возросла в 40 раз, каждый 10-й аборт в России — у девочки-подростка; растет число случаев наркомании и токсикомании».

В стране отсутствует системная пропаганда здорового образа жизни, зато присутствует пропаганда употребления алкоголя, табака, безнравственного поведения. В результате многие школьники курят, растет алкоголизм и наркомания. По сравнению с 1990 г. употребление наркотиков среди подростков увеличилось в 15 раз.

По данным ученых России, в городе Вязьма Смоленской обл. только 24% девочек и 17,2% мальчиков при анкетировании (Мазур Л. И.) отрицательно ответили в отношении вредных привычек и сексуального поведения. В г. Новосибирске среди студентов курят 88,6% юношей и 53% девушек; регулярно употребляют алкоголь 68% юношей и 65% девушек. В СПб до 60% подростков употребляют наркотики, 31% — алкоголь.

По стандартам ВОЗ, ситуация считается опасной для генофонда нации, когда употребление алкоголя превышает 8 литров в год. В России в 1990-е гг. только учтенный алкоголь составил на душу населения 13—14 литров в год.

Таким образом, в активный, трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает больное поколение — это страшный симптом вырождения нации. Притом не только качественно (духовно, душевно и телесно), но и количественно — резко уменьшается рождаемость, растет смертность. Наибольшее преобладание смертности над рождаемостью отмечено в СПб, Ленинградской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тульской областях. В СПб количество умерших превысило количество родившихся в 2,8 раза. А в Ленинградской обл. в 3,1 раза (Гос. Дума РФ, парламентские слушания о демографической ситуации в России и мерах правительства РФ по ее оптимизации, 30—31 мая 2001 г.). По прогнозам ООН, без необходимых мероприятий в России в течение XXI в. может произойти исчерпание народонаселения.

Что же привело к таким катастрофическим изменениям? Можно выделить 4 новых фактора, которых не было никогда и которые требуют от родителей, педагогов, врачей принципиально нового подхода к методике рождения и воспитания детей.

1. Глобальная экологическая катастрофа. О ней впервые было заявлено на Международной конференции ООН по проблемам экологии (Рио-де-Жанейро) в 1972 г. В заключении конференции было сказано, что при сохранении нынешних темпов загрязнения миру не дан шанс на выживание.

Порог устойчивости биосферы человечество перешло еще в начале ХХ в. Сейчас этот порог превышен в 50 раз в развитых странах, в России в 7 раз. Основными источниками загрязнения являются: автомобили, промышленность и т. п., а также сам человек. Понятно, что в условиях экономического кризиса у государства недостаточно средств на утилизацию мусора, очистку отходов. Но к сожалению, в нашей стране у населения отсутствуют знания по природосберегающему поведению и по обеспечению экологической чистоты в местах проживания.

Так, например, до сих пор дачники сжигают полиэтиленовую пленку, пластмассовые изделия на своих участках и загрязняют землю диоксинами, которые выделяются при сжигании пластмассы. Бросают пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты. 200 лет этот мусор будет нарушать экологию почвы. В развитых странах, например в Японии, благодаря активной работе экологов и населения по очистке и восстановлению природы в водоемы вернулись раки. В России пока подобных примеров нет.

До определенного уровня загрязнения природа вместе с живым миром (биота) способны самоочищаться. Если этот уровень превышен, то сама биота становится источником загрязнения, искажается окружающая среда и разрушается геном человека, рождаются дети с врожденной патологией. Поэтому в настоящее время даже у здоровых родителей рождаются больные дети.

2. Практически все дети имеют отклонения в состоянии здоровья (подробно см. выше), поэтому требуются специальные знания по рождению и воспитанию современных детей в экологически неблагоприятных условиях. Даже если у самого ребенка отклонения здоровья минимальны, он находится среди детей и взрослых с отклонениями в духовном, душевном и телесном здоровье. Никогда еще дети не приходили в школу, в которой 83% мальчиков и 76% девочек имеют вредные привычки (данные Мазур Л. И., 1999 г.). Только специальная программа родительской реабилитации, начатая еще до рождения, позволяет детям стать устойчивыми к окружению.

3. Разрушены семья и детское сообщество — окружение, где ребенок учится общаться с людьми, где становятся его основные человеческие качества.

а) Детское сообщество. Дети одного дома, улицы раньше (и Вы сегодняшние родители сами были такими) всегда играли во дворе. Это был мир — в котором ребенок учился общаться с себе подобными. Любой из вас вспомнит десятки замечательных народных игр, которым обучали старшие дети младших во дворе. Игры переходили по наследству с незапамятных времен. Сегодня этого мира нет. Можно только увидеть, как мамы выгуливают своих детей, стараясь чтобы они не подходили и «не запечатлевали» уличных детей, упражняющихся в скверных привычках.

б) Семья. В СПб в 2000 г. из 1000 заключенных браков распалось 870. Большинство семей имеют одного ребенка. И самое печальное — у большинства родителей не успевают проснуться чувства материнства и отцовства. Последние поколения родителей были оторваны от материнской груди в раннем возрасте (2—6 мес.) и отданы на воспитание в ясли. У них не произошло «запечатление» материнства. Возможно, поэтому только 3% студенток СПб университета, по данным психологического анкетирования (Лисина Е. А.), оценивают значимость детей как важнейшую жизненную ценность. Прервалась традиция передачи опыта воспитания детей. Поэтому сегодня от создания «Школы родителей» зависит возрождение семьи, будущее нашей страны.

Можно ли сегодня в такой ситуации в России родить здорового ребенка? Можно, но только защитив себя и ребенка от агрессии среды обитания — это доказали беременные женщины СПб, выполняя экологически защитную программу во время беременности (книга, которую вы сейчас читаете, посвящена именно этой экологической оздоровительной программе).

Необходимо предотвратить (на сколько это возможно) главные причины, из-за которых ребенок может родиться больным:
1) Болезни матери и отца (духовные, душевные и телесные), которые они имеют на момент зачатия. Первая часть экологической оздоровительной программы посвящена условиям здорового зачатия, тому, как желательно улучшить духовное, душевное и телесное здоровье будущих родителей (сегодня это дети, подростки, молодежь) еще до вступления в брак, до зачатия.

2) Повреждение плода во время беременности экологическими факторами внешней среды обитания и внутренней среды организма матери. Вторая часть программы посвящена методам защиты беременной женщины и плода от неблагоприятных экологических факторов.

3) Травматизм в процессе родов. Третья часть программы посвящена самым современным методам подготовки к родам.
Если родителям удалось улучшить свое здоровье и обеспечить нормальное формирование ребенка во время беременности, то роды будут нормальными, безопасными для матери и ребенка.

4)            Четвертая часть программы посвящена обучению родителей воспитанию здорового ребенка от 0 до 18 лет в современных экологических неблагоприятных условиях. Большинство современных детей, рожденных в этих условиях, нуждаются в особой заботе родителей и специальной реабилитации.

 

Таблица 1

Условия, необходимые подросткам, молодежи, для того чтобы стать здоровыми родителями

Телесные

 

Душевные (ум, воля, чувства)

 

Духовные (совесть, выбор между добром и злом)

 

Достижение наилучшего здоровья будущих родителей, возможного в пределах конституции тела. Оздоровительная экологическая программа:

1)            Питание

—           рациональное, полноценное по набору полезных веществ и очищающее организм от продуктов обмена; «живые» продукты (как минимум одна порция свежего салата в день).

2)            Закаливание — воздушное и водное.

3)            Физическое воспитание:

—           тренирующие занятия (как минимум 3 раза в неделю по 1—1,5 часа);

—           регулирующие упражнения и лечебная физкультура (восстановление нормальной архитектуры тела).

4)            Стоматологическая профилактика.

5)            Обеспечение экологической безопасности:

—           фильтры для воды, режим пребывания на солнце;

—           адаптогены: фито- (осень — 30 дн., зима — 30 дн.); гомеопатический экологически защитный комплекс (октябрь-апрель).

6)            Повышение сопротивляемости организма (фиточаи, соки, витамины, отдых на природе).

7)            Вакцинация против опасных для жизни инфекций.

8)            Знания и навыки:

—           по оказанию доврачебной само- и взаимопомощи;

—           по ведению здорового образа жизни в семье;

—           по методам, предотвращающим развитие хронических болезней (дренажная терапия)

 

1.            Всестороннее развитие ума, воли и чувств с учетом лучших достижений мировой культуры и науки.

2.            Адаптация в обществе: умение быть для других «солнышком», а для себя — «поверхностью воды», на которой остается секундная рябь от упавшего в нее камня (обида, оскорбление, нанесенное вам).

3.            Трезвая оценка всех явлений окружающего мира, впитывание только гармоничного (красота природы, музыки и др.), неприятие негармоничного (злоупотребление алкоголем — даже один стакан пива повреждает зародышевые клетки и снижает внимательность летчиков на срок до 21 дня, курение, наркотики — недопустимы ни в каких дозах, сквернословие — волновое повреждение зародышевых клеток, осквернение органов чувств — «грязными» видео-, аудиопродукцией и другими псевдокультурными ценностями).

4.            Желание будущих родителей иметь ребенка (мотивация на зачатие способствует правильному формированию средней линии тела ребенка во внутриутробном периоде)

 

Рекомендации данного раздела осуществляются в соответствии с мировоззрением каждой семьи

 

Рассмотрим лишь один из важных факторов, влияющих на здоровье будущего младенца, — осанка будущих родителей, и прежде всего будущей матери. Если у нее имеется нарушение осанки, то ребенок вынужден проходить через скрученный родовой канал, что может его травмировать в родах.

Как считают врачи-остеопаты, при нарушении осанки у матери, особенно нарушении уровня стояния тазовых костей («скручивание таза» или наличие нарушения тонуса мышц тазового дна), суммирующий вектор изгоняющих сил матери не попадает в родовой канал. Поэтому рождающийся ребенок должен пройти дополнительное скручивание, чтобы выйти из родового канала. При этом кости черепа ребенка заходят друг за друга несимметрично, временно уменьшая в процессе изгнания размер головки.

Далее эти нерасправившиеся кости черепа механически зажимают твердую мозговую оболочку и нервные центры, что приводит к появлению неврологической симптоматики, которую, как правило, обозначают диагнозами: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция (ММД), детский церебральный паралич, нарушение мышечного тонуса, задержка психомоторного развития и т. п. Первыми общими проявлениями ее являются частое сры-гивание, постоянный плач и крик ребенка, слабое сосание, нарушение мышечного тонуса и др. По данным английских остеопатов, 80% детей с первого дня требуют остеопатического вмешательства.

У детей с минимальной мозговой дисфункцией снижена концентрация внимания, память, они нетерпеливы, возбудимы, им очень трудно учиться. Кроме того, мозг плохо управляет всеми функциями организма и, в частности, не может удерживать правильную осанку.
Уровень стояния таза имеет особое значение для благоприятного течения родов. Он определяется по двум показателя, которые Вы можете определить у себя сами и оценить их.

УРОВЕНЬ СТОЯНИЯ ТАЗА.
Испытуемый лежит ровно на твердой постели. Для расслабления мышц тазового дна необходимо выполнить следующие движения:
а) согнуть ноги в коленях; б) упереться стопами в постель; в) приподнять таз; г) вернуть таз в исходное положение; д) вытянуть и расслабить прямые ноги.

Сначала фломастером отмечаются яремная впадина и две симметричные точки — самые выступающие части крыльев тазовых костей (ПВОТК) справа и слева (см. рис. 7). Измерение производится сантиметровой лентой от яремной впадины до точек крыльев тазовой кости справа и слева. Записывается разница левого и правого измерения. Например, измерение слева — 50 см, справа — 51,5 см. В этом случае разница составит 1,5 см. Второй показатель правильности расположения таза, дополняющий первый показатель, — разница длины ног: расстояние между точкой ПВОТК и верхней границей внутренней лодыжки одноименной стороны. Результаты измерения оцениваются аналогично первому измерению.

Если расположение крыльев таза нормальное, измерения справа и слева почти равны, допустима разница до 0,5 см (данные городского врачебно-физкультурного диспансера СПб).

Если таз «скручивается», то эта разница растет. Если разница превышает 1 см, то для будущей матери высока вероятность травмирования ребенка в родах, а для будущего отца — возможность мужских гормональных проблем с возрастом. Достаточно измерить уровень стояния тазовых костей, чтобы убедиться, что практически всем старшеклассникам и беременным женщинам следует заняться и своим здоровьем, и своей осанкой.